+7 (7172)201 591







«Исторический ЮКО»

Южный Казахстан – край, где среди огромных безжизненных степных пространств и скалистых гор встречаются неописуемой красоты оазисы с родниками и водопадами.

«Туркестан »

    Город Туркестан является одним из древнейших городов на Великом Шелковом пути. По своей значимости, для мусульман г. Туркестан называют второй Меккой, а посещение таких святых мест как мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Арыстан-Баба, Айша-Биби, Бабаджи-Хатун, Карахана и древнего города Отрар, приравнивается к Малому Хаджу. Туркестан слыл духовно - политическим центром тюрко-язычных народов и был древнейшей столицей казахских ханов. В настоящее время архитектурно - археологический комплекс посещают от 100 до 250 паломников, а в периоды религиозных празднеств число прихожан достигает 1000 человек в день. По народному поверью, дорога в Туркестан обязательно должна лежать через мавзолей Арыстан - Баб, возведенный над могилой учителя Ходжи Ахмеда Яссауи - известного суфия, поэта, философа и духовного наставника тюркских народов. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи - непревзойденный шедевр средневекового зодчества. Это удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола - более 40 м., окружность - 130 м., высота минаретов - 12 м. Поражают впечатление элегантность декора, узорные своды потолков, цветная мозаика. Древний город Отрар (4 в.до н.э.) являлся крупным центром торговли на Великом Шелковом пути. Он знаменит монетным двором, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. В этом городе родился, жил и творил известный средневековый мыслитель Аль-Фараби. В конце XIII века монгольские войска сравняли уникальный город с землей. В настоящее время каждый посетивший святые земли Туркестана может побывать и на этом древнем городище.

Полный текст статьи доступен по ссылке:http://www.caravan.kz/article/91612
Все права на материалы газеты «Караван» принадлежат ТОО «Агентство “Kazakhstan Today”». Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.

Стена плача

В Толебийском районе между аулами Кайнар и Нысанбек есть небывалой красоты водопад. Люди называют его Жылак-Ата – Плачущий дедушка. Говорят, воды этого целебного источника излечивают от многих болезней.

Одна из легенд об этом водопаде гласит: во времена джунгарского нашествия людям одного из местных аулов пришлось спешно покидать насиженные места, чтобы объединиться с соседями против врага. При бегстве в панике люди потеряли двоих трехлетних малышей. Враги же, найдя их в опустошенном ауле, безжалостно забили детей копьями и бросили мертвые тела по разные стороны холма. Когда, отбив атаки джунгар, жители аула возвратились в свои края, то обнаружили там два маленьких бездыханных тела. И разверзлась в тот момент земля, говорит предание. И тысячи капель стали сочиться из стен того обрыва, словно бесконечные слезы. А когда свод образовавшейся пещеры обрушился, то возникла на том месте стена плача по утерянным детям. И со всех ближних и дальних аулов на этот капельный водопад стали прибывать люди за целебной водой, излечивающей тело.

40 исчезнувших святынь

Одно из загадочных мест – “Сорок исчезнувших святынь” – “Гайып ерен кырык шильтен аулие”. В самом его цент­ре – огромная, рассеченная надвое скала, Адам и Ева. Символ мужчины и женщины, отца и матери. Человек, прошедший сквозь узкий пролом между Адамом и Евой, считается очистившимся от грехов.

– Нередко даже полные люди легко проходят сквозь узкую, длиной около 15 метров, расщелину, а иные худые застревают и возвращаются обратно, – говорит Ерлан. – Какая неведомая сила их не пускает, неизвестно. Возможно, страх или недоверие к Вселенной? А кого-то встречают другие препятствия. Например, в виде выползающей неизвестно откуда белой или черной змеи. Это значит, человек еще не готов на такую проверку. Чудеса, да и только!

Рядом – другая волшебная скала, символ материнского чрева. Помолившись, родители ведут к ней своих детей, не достигших 13 лет. Считается, что ребенок, самостоятельно преодолевший узкий проход в камне и не испугавшийся такого испытания, вырастет здоровым и счастливым. И все без исключения у “Сорока исчезнувших святынь” просят Всевышнего о безбедной жизни, рождении детей, мире в семьях, здоровье.

Интересно, что повсюду в высеченных ветрами скалистых горных породах вокруг Адама и Евы расположены фигуры, напоминающие зверей. Тех самых, что спаслись от потопа на Ноевом ковчеге. Здесь есть слон, верблюд, медведь, лошадь… А сам Ноев ковчег, по преданию, остановился в древние времена именно на огромной горе Казыгурт, расположенной неподалеку. Отсюда и ее название: “казык урт” – в переводе с казахского – “забил кол”. Иными словами, “корабль, бросивший здесь якорь”. Ведь в древние времена все окружающее пространство здесь было морем.

– Есть разные легенды о том, где на Земле остановился Ноев ковчег, – говорит краевед Ерлан Сыздык. – Кто-то считает, что это гора Арарат в Армении, кто-то – что гора Джуди на Аравийском полуострове. А для нас  это гора Казыгурт. На ее скалистой вершине есть огромная выемка, напоминающая коридор, как след от места остановки большого корабля. По преданию, считается: того, кто сумеет преодолеть нелегкий путь по скалистым осыпям к этому месту, ждут удача и успех.

Полный текст статьи доступен по ссылке:http://www.caravan.kz/article/91612
Все права на материалы газеты «Караван» принадлежат ТОО «Агентство “Kazakhstan Today”». Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.

12 целебных родников мавзолея Нур-Ата

У казахского народа есть легенда о святом старике Нур-Ата, согласно которой его могилы расположены в четырех местах…

В Южном Казахстане могила и мавзолей Нур-Ата находится вблизи аула Майбулак. А по легенде, он захоронен еще и в Навоийском районе Узбекистана, недалеко от могилы и мавзолея Айтеке би. Там тоже есть могила, медресе, музей и водопад его имени. Где расположены два других захоронения, неизвестно.

Утверждается, что в VII–VIII веках Нур-Ата был распространителем ислама на этих территориях. Когда он умер и его похоронили, стало известно, что его враги – неверующие люди – намерены осквернить его могилу. Правда, где они ни искали тело, так и не сумели найти. Куда оно исчезло и где действительно похоронен Нур-Ата, неизвестно до сих пор. У мавзолея Нур-Ата в Южном Казахстане сейчас 12 целебных родников...

– В библиотеке нашего этнографического центра хранится несколько томов таких удивительных древних историй, – рассказывает историк и краевед Ерлан Сыздык. – Согласно одной из них, в месте, где течет речка Сайрамсу и расположен аул Каскасу, есть огромное кладбище на холме, а рядом – мечеть и большой сад. По легенде, там захоронены арабские воины, прибывшие сюда в 670 году, чтобы распространять религию ислама. В то время они не смогли дружить с местными племенами, которые были неверующими. И однажды были почти все убиты прямо во время Курбан-айт-намаза, когда читали Коран. Потому это место так и называют – Мын шиит – тысяча жертв, умерших во имя Аллаха во время намаза, когда они даже не доставали свои мечи из ножен, сидели с низко склоненными головами и были поглощены лишь молитвой. Поклониться этому месту приходит большое количество людей.

Место, где открываются глаза

Среди чудес Южного Казахстана есть святыня, волею случая появившаяся там, где добывали руду. Это родник Коз-Ата, здесь у людей, потерявших зрение, волшебным образом открываются глаза.

Это место среди шахт и карьеров, рядом с аулом Акбастау – очень чистое и уютное. Когда-то здесь жил Коз-Ата. Он был лекарем, святым человеком. Прожил до 104 лет. А когда умер и люди собирались его похоронить, случилась настолько сильная гроза, что земля содрогнулась. И внезапно на том месте забил мощный родник. И люди стали бояться, что от прибывающей воды случится потоп. Но постепенно вода спала. А когда здесь стали рыть новые шахты, то родник совсем ушел под землю. Зато остался колодец с чудесной водой, которой теперь люди лечат глаза.